Начиная пользоваться Сайтом, Вы считаетесь принявшими условия Пользовательского Соглашения и соглашаетесь на обработку данных о Вас АО «ЭЛВИС‑ПЛЮС», сервисами Яндекс.Метрика в порядке и целях, указанных в этом Соглашении, и в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Если Вы не согласны с этими условиями, покиньте Сайт
Хорошо
  • /
  • /

Обзор новых требований ФСТЭК России к защите информации государственных органов

15.01.2025
В обзоре рассматривается размещенный на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения проект приказа ФСТЭК России "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений", который с 1 сентября 2025 года заменит Требования к государственным информационным системам, утвержденные приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 года № 17.
Булаев Михаил Александрович, ведущий консультант-аналитик
Проект приказа существенно расширяет область применения новых Требований и устанавливает новые подходы к определению мер защиты информации в отношении информации государственных органов.

В канун наступления 2025 года (28 декабря 2024 г.) на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа ФСТЭК России "Об утверждении Требований о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений". Общественное обсуждение проекта завершилось 11 января 2025 г.

Рассматриваемый проект приказа – это существенно переработанная версия, которая была размещена на сайте ФСТЭК России 8 августа 2024 г.

Документ состоит из 4-х частей:
I.  Общие положения.
II. Требования к организации деятельности по защите информации и управлению данной деятельностью.
III. Требования к проведению мероприятий и принятию мер по защите информации.
Приложение: Определение класса защищённости информационной системы.
Какие новые требования предлагает установить регулятор?

  • Область применения
Вводимые Требования применяются для обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащейся в функционирующих на территории Российской Федерации государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений (предотвращения несанкционированного доступа к информации, специальных воздействий на информацию (носители информации)) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней.

В случае передачи информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — информация ограниченного доступа, конфиденциальная информация) из государственной информационной системы в иные информационные системы, информационная система, в которую передается информация ограниченного доступа, должна соответствовать рассматриваемым Требованиям.

Таким образом, проект приказа весьма существенно расширяет область применения новых Требований. В отличие от требований, установленных приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. №17, новые Требования распространяются:

    а) не только на государственные информационные системы, но также на иные информационные системы государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также на муниципальные информационные системы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении;
    б) требования на перечисленные в пункте а) информационные системы распространяются независимо от того, какая информация обрабатывается в этих системах: это информация ограниченного доступа или открытая (общедоступная) информация;
    в) рассматриваемые Требования также могут распространяться и на другие информационные системы (негосударственные) в случае обработки и хранения в них информации, переданной из государственных информационных систем, соответствующих рассматриваемым Требованиям, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Значительная часть проекта посвящена требованиям к организации деятельности по защите информации и управлению этой деятельностью. Эти требования включают необходимость выполнения следующих мероприятий:
    а) утверждение политики защиты информации;
    б) определение лиц, ответственных за защиту информации;
    в) применение программных, программно-аппаратных средств, предназначенных для защиты информации;
    г) разработку и утверждение внутренних стандартов и регламентов по защите информации;
    д) выделение организационных, технических и иных ресурсов, необходимых для защиты информации.
По мнению регулятора, основными целями защиты информации должны являться:
  • недопущение (исключение, снижение возможности) наступления негативных последствий (событий) от нарушения конфиденциальности, целостности, доступности информации;
  • недопущение (исключение, снижение возможности) наступления негативных последствий (событий) от нарушения функционирования информационных систем вследствие реализации (возникновения) угроз безопасности информации.
  • Далее проект устанавливает требования к 20-ти группам мероприятий по защите информации, содержащейся в информационных системах.
К этим мероприятиям относятся:

  • выявление и оценка угроз безопасности информации;
  • контроль конфигураций информационных систем;
  • управление уязвимостями;
  • управление обновлениями;
  • обеспечение защиты информации при обработке и обращении с информацией ограниченного доступа;
  • обеспечение защиты информации при использовании конечных устройств (точек);
  • обеспечение защиты информации при использовании мобильных устройств;
  • обеспечение защиты информации при удаленном доступе внутренних пользователей к информационным системам;
  • обеспечение защиты информации при предоставлении пользователям доступа к информационным системам, предусматривающего возможность выполнения, изменения, записи, удаления программ и (или) данных в информационных системах (далее - привилегированный доступ);
  • обеспечение мониторинга информационной безопасности;
  • обеспечение разработки безопасного программного обеспечения;
  • обеспечение физической защиты информационных систем;
  • обеспечение непрерывности функционирования информационных систем при возникновении нештатных ситуаций;
  • повышение уровня знаний и информированности работников оператора по вопросам защиты информации;
  • обеспечение защиты информации при взаимодействии с подрядными организациями;
  • обеспечение защиты от атак, направленных на отказ в обслуживании;
  • обеспечение защиты информации при использовании искусственного интеллекта;
  • обеспечение доверия при взаимодействии в информационных системах субъектов и объектов доступа;
  • реализация в информационных системах мер по их защите и содержащейся в них информации;
  • проведение контроля уровня защищённости информации, содержащейся в информационных системах.

Реализация этих мероприятий должна осуществляться в том числе за счёт использования следующих базовых мер защиты (их всего перечислено 16). Группировка этих мер существенно отличается от группировки мер защиты, используемой в действующих требованиях, утверждённых приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17. Это:

  • идентификация и аутентификация;
  • управление доступом;
  • регистрация событий безопасности;
  • защита виртуализации и облачных технологий;
  • защита технологий контейнерных сред и их оркестрации;
  • защита сервисов электронной почты;
  • защита веб-технологий;
  • защита программных интерфейсов взаимодействия приложений;
  • защита конечных устройств (точек);
  • защита мобильных устройств;
  • защита устройств "интернета вещей";
  • антивирусная защита;
  • обнаружение и предотвращение вторжений на сетевом уровне;
  • сегментация и межсетевое экранирование;
  • защита от атак, направленных на отказ в обслуживании;
  • защита каналов связи и сетевого взаимодействия.
В отличие от требований, установленных приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17, рассматриваемый проект Требований не устанавливает перечень (состав) мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующих классов защищённости информационных систем. Дифференциация требований в зависимости от класса защищённости информационных систем производится по более обоснованному принципу – в зависимости от уровня возможностей (потенциала) нарушителя, которому должна противостоять система защиты информации. Меры защиты информационных систем и содержащейся в них информации, подлежащие реализации, должны обеспечивать защиту от нарушителей со следующими уровнями возможностей (пункт 53 Требований):
  • в информационных системах 3 класса защищённости — меры защиты должны обеспечивать защиту от нарушителей с базовым уровнем возможностей;
  • в информационных системах 2 класса защищённости — от нарушителей с повышенным уровнем возможностей;
  • в информационных системах 1 класса защищённости — от нарушителей с высоким уровнем возможностей возможностями.
Для информационных систем, на которые распространяются рассматриваемые Требования обязательным является:
  • применение сертифицированных средств защиты информации;
  • аттестация на соответствие рассматриваемым Требованиям в соответствии с Порядком организации и проведения работ по аттестации объектов информатизации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 29 апреля 2021 г. № 77.
В плане текущего контроля защищённости информационных систем вводится обязанность оператора периодически проводить оценку показателя защищённости Кзи и показателя уровня зрелости Пзи информационных систем, результаты которой должны направляться оператором во ФСТЭК России.
  • Уточнены критерии классификации информационных систем по требованиям защиты информации.
Порядок классификации информационных систем приведен в приложении к рассматриваемому проекту Требований.

Существенных отличий от порядка классификации, установленного требованиями, утверждёнными приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17, немного.

Важно отметить, что классификации подлежат любые информационные системы, на которые распространяются рассматриваемые Требования, в том числе независимо от того, обрабатывается в них информация ограниченного доступа или нет.

В порядок классификации вносятся некоторые полезные уточнения. В частности, устанавливается, что допускается присвоение отдельным сегментам информационной системы разных классов защищенности с реализацией требований по защите информации, содержащейся в сегментах, в соответствии с присвоенными классами защищённости. В этом случае на границе сегмента более высокого класса должны быть приняты меры по защите информации, предусматривающие исключение возможности несанкционированного доступа из сегмента системы низкого класса защищённости в сегмент более высокого класса защищённости.

Классы защищённости информационных систем, функционирующих на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, не должны быть выше класса защищённости этой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Класс защищённости информационной системы определяется в соответствии с таблицей:


Уровень значимости информации



Масштаб информационной системы


Федеральный

Региональный

Объектовый

УЗ 1

К1

К1

К1

УЗ 2

К1

К2

К2

УЗ 3

К2

К3

К3

  • О вступлении в силу новых требований
Предполагается, что новые требования вступают в силу с 1 сентября 2025 г., за исключением пункта 52 Требований, устанавливающего необходимость создания в распределённых информационных системах 1-го класса корпоративных центров сертификации оператора и использования аппаратных модулей безопасности персональных ЭВМ и серверов, страной происхождения которых является Российская Федерация, который вступает в силу с 1 сентября 2027 г.

До вступления в силу новых требований применяются Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17.

С даты вступления в силу перечисленных выше новых требований (1 сентября 2025 г.) приказ ФСТЭК России от 13 февраля 2013 г. № 17 утрачивает силу.

В пояснительной записке к проекту приказа устанавливается, что принятие проекта приказа не потребует дополнительных расходов ‎из федерального бюджета, так как проект приказа основывается на действующих положениях нормативных правовых актов ‎и направлен на уже созданные и функционирующие элементы системы информационной безопасности Российской Федерации. Однако декларируемая необходимость использования мер, предусмотренных пунктом 52 Требований, явно потребует дополнительных затрат на реализацию этих мер.
В заключение этого обзора целесообразно отметить, что для практического внедрения новых Требований потребуется существенная переработка соответствующих методических документов ФСТЭК России, в том числе Методического документа "Меры защиты информации в государственных информационных системах", утверждённого ФСТЭК России 11 февраля 2014 г.