Персональные данные
- Кто ответственен за разглашение переданных персональных данных 3-ей стороне, Оператор ПДн или 3-я сторона, где и как это должно быть определено?
-
Как указано в ответе на 2-й вопрос, передача персональных данных третьим лицам согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» может осуществляться только на основании договора, в котором в том числе должна быть предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства по обеспечению безопасности персональных данных. В этом случае ответственность за разглашение переданных 3-му лицу персональных данных будет нести это лицо.
- Обязательно ли использовать в информационных системах персональных данных (ИСПДн) общесистемное ПО, сертифицированное по требованиям ФСТЭК России?
-
В том случае, если встроенные средства безопасности общесистемного ПО заявлены в ИСПДн как средства защиты, такое ПО должно быть сертифицировано по требованиям ФСТЭК России.
Если же используется стороннее ПО (СЗИ), реализующее функции защиты ПДн, тогда такой сертификации общесистемного ПО не требуется.
- Каким образом должны удаляться персональные данные после их использования?
-
Здесь необходимо привести ссылку на ч. 4 ст. 21 ФЗ «О персональных данных», которая устанавливает: «В случае достижения цели обработки персональных данных оператор обязан незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено федеральными законами, и уведомить об этом субъекта персональных данных или его законного представителя, а в случае, если обращение или запрос были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган».
В настоящее время порядок уничтожения персональных данных никакими нормативными документами не регламентирован. С учётом этого мы рекомендуем факт уничтожения персональных данных оформлять внутренним актом оператора, в котором должно указываться какие персональные данные, когда, кем и каким образом были уничтожены. Кроме того, рекомендуем формальную процедуру уничтожения персональных данных прописать отдельным разделом в разрабатываемом оператором внутреннем Положении об обработке персональных данных.
- Сколько по срокам должны храниться: журнал обращений субъектов ПДн, журнал регистрации о выдаче копий документов, журнал передачи ПДн третьей стороне, журнал регистрации электронных носителей?
-
Сроки хранения отдельных видов документов устанавливаются Федеральным законом РФ от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Приказом Министерства культуры РФ от 25.09.2010 г. N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».
Данный приказ устанавливает следующие сроки хранения документов:
- п. 183. Обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, претензии и др.); документы (справки, сведения, переписка) по их рассмотрению — 5 лет.
- п. 258. Книги, карточки (базы данных), реестры, журналы регистрации и контроля обращений граждан — 5 лет.
- п. 252. Книги, журналы, карточки, базы данных регистрации выдачи архивных справок, копий, выписок из документов — 5 лет.
- п. 230. Журналы учета машинных носителей информации, программно-технических средств защиты информации от несанкционированных действий, накопителей на жестких дисках, предназначенных для работы с конфиденциальной информацией — 5 лет.
- п. 260. Книги, журналы учета электронных носителей — 5 лет.
Учитывая это можно сказать, что упомянутые: «Журнал обращений субъектов ПДн», «Журнал регистрации о выдаче копий документов» и «Журнал регистрации электронных носителей» должны хранится не менее 5 лет.
Ведение же «Журнала передачи ПДн третьей стороне» руководящими документами, определяющими порядок обработки персональных данных, не предусматривается. Согласно части 3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», при передаче персональных данных субъекта для обработки другому лицу, требуется согласие субъекта.
- Правильно ли я понимаю, что алгоритмы Электронной подписи (ЭП) с открытыми ключами всегда работают через Удостоверяющие центры (УЦ)?
-
Нет, это не так. Средства формирования ЭП стоят на Вашем компьютере и все операции по подписанию документа проводятся именно у Вас на компьютере. Получив подписанное Вами сообщение Ваш визави либо с использованием автоматических средств, которые обращаются по указанному в сертификате адресу сервера УЦ и сверяют: действует ли ваша подпись, и потом на Вашем компьютере проводят необходимые преобразования для проверки подлинности подписи (так, к примеру действует браузер Explorer), либо может обратиться в УЦ и там ему проверят подлинность. Главная роль УЦ в этой процедуре – обеспечить открытый доступ каждому к серверу, где хранятся действующие открытые ключи и сведения об отозванных сертификатах (как правило, это делается через Интернет). Так что бояться нечего: вся переписка через УЦ не идет и мощностей хватит.
- Как определяется необходимость получения лицензий ФСБ на разные виды деятельности, в том числе на использование ПО криптографической защиты передаваемых данных?
-
Действующая нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности персональных данных не обязывают оператора получать какие-либо лицензии ФСБ России.
Вместе с тем для обеспечения безопасности персональных данных оператором могут использоваться криптографические средства защиты информации (в основном в случае необходимости передачи персональных данных по открытым (незащищённым) каналам связи).
В этом случае порядок применения криптографических средств защиты персональных данных устанавливается следующими нормативными документами ФСБ России:
- Типовые требования по организации и обеспечению функционирования шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, в случае их использования для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. № 149/6/6-622, 2008 г.
- Методические рекомендации по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации. № 149/54-144, 2008 г.
В случае необходимости применения криптографических средств защиты персональных данных оператор имеет право воспользоваться услугами специализированных организаций, имеющих лицензии ФСБ России на соответствующие виды деятельности (на право предоставления услуг в области шифрования информации и деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств).
Вместе с тем по желанию оператора он имеет право получить лицензии ФСБ России на следующие виды деятельности, связанные с шифровальными (криптографическими) средствами:
- предоставление услуг в области шифрования информации;
- деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по разработке, производству шифровальных (криптографических) средств, защищенных использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
Порядок лицензирования по этим видам деятельности устанавливается Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ и Постановлениями Правительство Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и от 29 декабря 2007 г. № 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами».
- Необходимо ли наличие лицензии, если оператор персональных данных самостоятельно проводит работы по установке СКЗИ?
-
Вопросы лицензирования деятельности, связанной с шифровальными (криптографическими) средствами (за исключением шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну) регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами». В соответствии с этим постановлением лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
- деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
- предоставление услуг в области шифрования информации;
- разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
Согласно положениям этого документа:
1. Если оператор персональных данных приобретает СКЗИ для собственных нужд и самостоятельно проводит работы по его установке, то ему нет необходимости получать лицензию на деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств. Вместе с тем, если в технической документации СКЗИ содержится требование по его установке (встраиванию) только организацией, имеющей лицензию ФСБ России, то оператор принимает решение или о получении самому лицензии на этот вид деятельности, или о привлечении для проведения этих работ сторонней организации, имеющей соответствующую лицензию ФСБ России.
2. Если приобретаемое СКЗИ используется только в интересах организации и она (организация) не предоставляет услуг в области шифрования, то получение лицензии на этот вид деятельности также не требуется. - Что это за лицензия по персональным данным, которую выдает Россвязьнадзор и когда её надо получать?
-
Получение каких бы то ни было лицензий на право обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных» не предусматривает.
- Что будет если класс выбран неверно и проверка надзорных органов это выявит? Есть ли отличие последствий для К1, К2, К3 классов?
-
1. В соответствии с п. 19 «Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных» (совместный приказ ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20) класс информационной системы может быть пересмотрен по результатам мероприятий по контролю за выполнением требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе. Правом проведения контроля в этом случае обладают ФСТЭК России и ФСБ России. Если в ходе проверки будет установлено, что класс ИСПДн занижен, то скорее всего надзорный орган потребует приведения его в соответствие с реальным состоянием ИСПДн. Порядок проведения государственного контроля и надзора будет установлен специальным документом - «Порядком осуществления контроля и надзора за соблюдением требований законодательства РФ в области защиты персональных данных», который будет утверждаться совместным приказом Минкомсвязи, ФСБ России и ФСТЭК России. Ориентировочный срок принятия этого документа – 3-4 квартал 2009 г.
2. Никакой разницы для ИСПДн классов К1, К2, К3 нет. - В соответствии со статьей 22 пункт 2 оператор персональных данных не обязан уведомлять надзорные органы, следовательно он не подлежит проверкам?
-
Абсолютно неверное трактование этого положения. Согласно ст.23 ФЗ «О персональных данных» надзорный орган (Роскомнадзор) на основании жалоб и обращений граждан или юридических лиц имеет право проверять любого оператора персональных данных независимо от того, уведомил ли он этот орган о своём намерении осуществлять обработку ПДн или нет.