Немного о борьбе силовиков с промышленниками на ниве регулирования ИБ. На примере слухов о проекте готовящегося указа президента США о кибербезопасности
12.09.2012
В то время, когда в России Минэкономразвития выдало разгромные комментарии на предложения ФСТЭК о поправках в 149-ФЗ в части, касающейся обеспечения безопасности информации на критически важных объектах, назвав требования по безопасности информации избыточными, контрольные функции излишними и т.д., в США тоже озаботились усилением контроля ИБ критических инфраструктур.
Журналистам Федерального новостного радио США стало известно о проекте готовящегося указа президента США о кибербезопасности. По информации различных источников, этим указом в Белом доме создаётся специальный совет для координации этой деятельности, центральную и регулирующую роль в котором будет играть Департамент внутренней безопасности США (Department of Homeland Security, DHS), что стало, по мнению издания, поражением бизнес-лобби, старавшегося всеми силами отстранить DHS от ключевых ролей в формировании законодательства по вопросам кибербезопасности. Указ состоит из восьми глав, и по мнению Стюарта Бейкера, бывшего госчиновника, а ныне практикующего юриста, на удивление, носит весьма практический, а не политизированный характер. Согласно данному указу, совет должен будет провести ряд серьёзных мероприятий, на некоторые из которых стоит обратить и наше внимание. К примеру, совет обязуют подготовить предложения по разделению полномочий в разных сферах критических инфраструктур между государственными органами, а также определить собственников критических объектов, которым будет предложено принять участие в законотворчестве, на добровольных началах, и предложить программу поощрения предприятий критических инфраструктур к внедрению мер кибербезопасности. Очень интересно, что указ предполагает получение максимальных преференций для продуктов и услуг, соответствующих добровольным стандартам (почти сертифицированные СЗИ). Он также обязывает совет исследовать вопрос ответственности за возможный ущерб (видимо речь идет о её конкретизации и разделении), и представить в Белый дом отчёт о том, что можно сделать в этой области. Интересно, что DHS специально уполномочен определять другие учреждения, чья инфраструктура относится к критически важным, и требовать от них соответствия требованиям по кибербезопасности. Отраслевикам предлагается на добровольных началах представить перечень актуальных для них киберугроз, а DHS предписывается учесть их предложения.
Всё это я говорю к тому, чтобы выделить несколько основных идей. Первая, что тема безопасности критически важных инфраструктур только набирает обороты в мировом масштабе, и это ещё одно подтверждение тому. Во-вторых, с гордостью отметить, что наша страна идёт в направлении общемировых трендов по данной теме. Ну и в-третьих, частично апеллировать к часто используемому нами аргументу в спорах с нашими регуляторами: «Нужно, как на Западе! Best practices». Ну а присмотревшись, видим, что «best practices» на деле в большей степени (ну, с нюансами конечно, но это отдельная тема) повторяет нашу же ситуацию — государство трясет бизнес, отстаивая права (в данном случае на безопасность) граждан, а бизнес всеми силами старается «отбрыкаться» от дополнительного обременения своих прибылей. В данной сфере (причём как у них, так и у нас) это соответственно борьба силовиков с промышленниками. И что касается Штатов, то по мнению Бейкера, если приказ выйдет в таком виде, это будет полной победой Департамента внутренней безопасности (DHS) над Внешнеторговой палатой (The Chamber of Commerce), то бишь силовиков над промышленным лобби, другими словами. А что касается России, то, видимо, борьба только начинается.
В общем, как сказал популярный персонаж советского фильма «Обыкновенное чудо»: «За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестёр душат... Словом, идёт повседневная, будничная жизнь».
Начиная пользоваться Сайтом, Вы считаетесь принявшими условия Пользовательского Соглашения и соглашаетесь на обработку данных о Вас АО «ЭЛВИС-ПЛЮС», сервисами Яндекс.Метрика и Google Analytics в порядке и целях, указанных в этом Соглашении, и в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Если Вы не согласны с этими условиями, покиньте Сайт. Подробнее
Этот сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Эти сервисы используют технологию cookie — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная сервисами при помощи cookie информация не может идентифицировать Вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании Вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться компаниям Яндекс и Google. Собранные данные будут обрабатываться для оценки использования Вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс и Google обрабатывают эту информацию в порядке, установленном в условиях использования этих сервисов (см. Пользовательское Соглашение).
Вы можете отказаться от использования файлов cookie, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.